Преподобная Димитра Киевская

Святая преподобная мати Димитра Киевская (М. А. Егорова)
1810-1878 гг.
Основательница Киевского Свято-Введенского монастыря (1878)
16 сентября (3 сентября)
 изнесение мощей прп. Димитры из нижнего храма 
перезахоронение на Зверинецком кладбище (1960г.)
прославление (2008г.)

22 марта (9 марта)
день блаженной кончины прп. Димитры (†1878г.)

21 августа (8 августа)
первое и второе перенесение в обитель 
мощей прп. Димитры (1878 и 1996 гг.)
Вся история Православной Церкви со времен ее основания являет нам многочисленные примеры святости женщин-христианок, которые следовали за Христом, отдавали жизнь служению Богу и ближним. Путь женской святости на Руси озарен сиянием славы Самой Пречистой Матери Господа, благоговейно почитаемой во все времена.

Безчисленный сонм праведных инокинь и мирянок воссиял светильником благочестия на нашей святой земле. Эти святые жены являли  собой образцы христианской женственности, всеобъемлющей любви и преданности, представляя миру новую форму подвижничества – основывали монастыри и дома призрения, школы, больницы, вели широкую благотворительную деятельность. Именно они и создавали то духовное наследие, которое сейчас может питать новое поколение,  поддерживать и продолжать вековые традиции нашего народа.

К числу святых подвижниц принадлежит и Преподобная Димитра (Матрона Александровна Егорова), основательница первой в Киеве религиозной женской общины. Вся жизнь матушки была наполнена удивительными и трагическими событиями, которые и составляют прекрасную повесть об этой женщине. Следуя неуклонно путем Закона Божия, она вершила добрые дела, выполняла свой долг и всю жизнь оставалась верна идее любви к Богу и ближнему.  

Немногое известно нам о жизни прп. Димитры, но отдельные по крупицам собранные факты биографии позволяют судить о том, что вся ее долгая многотрудная жизнь явилась свидетельством действия Промысла Божия в ее незаурядной судьбе.

Матрона Александровна родилась в 1810 г. в городе Силистрия, на северо-востоке Болгарии, многострадальной страны, которая в течение многих веков находилась под гнетом турецкого владычества, и практически была полем жестоких битв за интересы многих стран, воевавших в районе Балкан и Северного Причерноморья.

Болгария была не просто местом рождения Матроны Александровны. Любовь к этой стране, уважение к ее народу, мужественно и упорно сражающемуся за свою независимость, она сохраняла всю жизнь. 

В условиях массовой исламизации болгар, пламень его веры не погас и поддерживался священной памятью о славном историческом прошлом Болгарии. В самые тяжелые минуты жизни они духовно подкреплялись вдохновенными примерами жития и благочестия святых, прославивших эту древнюю страну. Это и Доростольские мученики ( III в.),  первый болгарский подвижник, св. князь Борис, просветивший народ Святым Крещением, и  основатель одного из известнейших монастырей прп. Иоанн Рыльский, который почитается как покровитель болгар,  и многие-многие другие. Подкрепляемые такими благотворными примерами житий святых, болгары воспитывали своих детей в духе благочестия, показывали, какое достойное место принадлежало их родине в былые времена, и вселяли в сердца своих чад веру в светлое будущее. В лучших традициях православной веры воспитали дочь и  благочестивые родители матушки Димитры – Александр и Мария.

К сожалению, нам очень мало известно о болгарском периоде жизни прп. Димитры.  Учитывая тяжелое наследие многовекового турецкого господства над Болгарией, многочисленные разорительные войны, потрясавшие страну, становятся вполне понятными причины, по которым  не сохранились свидетельства о жизни ее семьи.
В XIX в.  после каждой войны России с Турцией (1808-1809, 1828-1829 гг.), большое количество болгарских переселенцев были вынуждены покидать родину и искать  себе убежище в  Крыму и в Бесарабии, присоединенной к России в 1813 году.  Эти люди спасались от турецкого мщения не только за верность православной вере, но и  за свои симпатии к русским войскам, которых считали освободителями. В их числе была и семья Матроны Александровны, которая  вынуждена была оставить родные места и переселиться в Бессарабию. Мы об этом знаем по косвенным свидетельствам, поскольку впоследствии духовником и распорядителем по завещанию Матроны Александровны Егоровой был священник Кишиневской епархии  отец Иоанн (Мармиена), а также часть недвижимого капитала Киевской Введенской общины составляли кредитные билеты Таврическо-Бессарабского банка.

Очевидно, в Бессарабии Матрона Александровна вышла замуж за офицера русской армии, капитана Ивана Егорова. Жизнь супругов была типичной для многих семей военных – частая перемена места жительства, отсутствие собственного дома, и связанные с этим неудобства. Но от природы имея волевой характер, Матрона Александровна мужественно справлялась с трудностями походной жизни и терпеливо переносила все невзгоды. 

По долгу службы капитану Егорову приходилось участвовать в многочисленных военных кампаниях, которыми был отмечен ХІХ век. В начале 50-х гг. XIX ст. началась тяжелая и изнурительная Крымская  война (1853-1856 гг.). А поскольку в это время семья проживала в Севастополе, то супруги Егоровы стали участниками величайшей военной драмы.  Матрона Александровна присоединилась к женщинам, которые из разных городов России приехали в Крым, в осажденный Севастополь, чтобы помогать защитникам Отечества. Это были женщины из всех слоев общества – великосветские дамы, жены или дочери офицеров, солдат или матросов. Они добровольно приняли на себя обязанность ухаживать за ранеными. Среди них была и Матрона Александровна.

Отважные женщины с редким мужеством переносили не только тяжкие труды и лишения, но и явные опасности. На перевязочных пунктах и в госпиталях они продолжали делать перевязки раненым, и не покидали своего поста, несмотря на то, что находились под постоянным обстрелом, которые выдерживали  с геройством.  Как бы то ни было, женщинам не обходилась даром их решимость не покидать осажденный город. В Севастополе можно было видеть  женщин без руки или на костылях. Во время одного из обстрелов была ранена и Матрона Александровна Егорова. Осколки снаряда задели плечо и голову, но мужественная женщина отказалась  покинуть передовую. Она самостоятельно обработала и перевязала свою рану, и вновь продолжала оказывать помощь солдатам. 

Несмотря на все ужасы войны, на разруху и огромные человеческие потери, жизнь в осажденном городе все-таки продолжалась, дух защитников не был сломлен. С особой торжественностью, насколько это было возможным в разрушенном городе,  отмечались религиозные праздники, в которых принимали участие все защитники города. В уцелевших храмах, украшенных стараниями женщин, совершались церковные службы, по окончании которых священники обходили ряды солдат и поздравляли защитников, а также их жен и детей, которые пришли на бастионы, чтобы разделить вместе с родными светлые дни праздника.

Со взятием 27 августа 1856 года Севастополя, Крымская кампания была завершена. Упорная 349-дневная защита Севастополя была подвигом тысяч солдат и матросов, рядовых людей, мужественных женщин-христианок. Самопожертвование и христианская добродетель этих женщин заслуживает восхищения. Имена многих из них навеки вошли в историю героической обороны Севастополя. Участие женщин в Крымской войне было высоко оценено Государем Императором и военным командованием. Большинство мужественных  защитниц были представлены к наградам, в том числе и  Матрона Александровна Егорова. 
После окончания Крымской войны, в сентябре 1856 г. Матрона Александровна переехала в Киев и поселилась на улице Рыбальской в Печерской части города. В этом районе, на территории Печерской крепости, находились казармы, военные мастерские,  жилища для  военных и их семей. Оказавшись в привычном для нее окружении, Матрона Александровна легче привыкала к новым условиям жизни и осязала поддержку людей, испытавших все трудности походной жизни и привыкших жить сплоченно и во взаимопомощи.  

Матрона Александровна вела благочестивую и скромную жизнь, оградив себя от всякого излишества, довольствовалась самым необходимым. Нелегко ей было в первые годы вдовства. Она не стала вновь искать супружеской жизни, предпочтя оставаться вдовой, терпеливо неся свой крест. Оставшись совершенно одна, без поддержки и помощи,  она  черпала нравственные силы в молитвах и чтении духовных книг, часто посещала монастырские храмы, где обретала душевный покой. Часы уединения и молитвы подкрепили дух и надежду на милосердие Божие. Обладая сильным, волевым характером, закаленным в горниле войны, она со временем смогла изменить свою жизнь и  стать примером для многих других женщин.

Здесь, в Киеве, состоялась знаменательная встреча, благодаря которой изменилась вся дальнейшая жизнь М.А. Егоровой. Промыслом Божиим она познакомилась с митрополитом  Исидором (Никольским), занявшим киевскую кафедру в 1858 г. Матрона Александровна неоднократно слышала о добродетелях и праведной жизни Владыки и хотела увидеть его и получить благословение. В лице митрополита Исидора  благочестивая вдова  нашла не только духовного отца, наставника, который своей заботой и утешением, мудрым словом пришел ей на помощь в трудную минуту ее жизни. Владыка вселил в нее уверенность в свои силы и сумел убедить ее, что она может многое сделать для блага общества, много  полезного внести  в великую сокровищницу добра и помощи ближнему. Киевский митрополит Исидор просил Матрону Александровну стать учредительницей религиозной женской общины, для которой предложил и название в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. В память о принятом совместном решении и в благословение Введенской общины, митрополит Исидор преподнес Матроне Александровне досточтимую Боголюбскую икону Божией Матери. Всю свою жизнь благочестивая вдова глубоко почитала Владыку Исидора и ничего не предпринимала без его благословения, находясь во всегдашнем послушании своему духовному наставнику. Будущее вполне оправдало мудрое решение митрополита Исидора, а  Матрона Александровна была благодарна Владыке за то, что он оказал ей такое доверие. 

Подарок Владыки был началом благодеяниям Митрополита Исидора, которые щедрой его рукой  изливались на общину на протяжении всей его жизни. Первые совместные  шаги к  организации Введенской религиозной общины были сделаны еще в период служения Митрополита Исидора на Киевской кафедре. С благословения и помощью митрополита Исидора  Матрона Александровна, начиная с 1860 г. стала покупать для будущей общины смежные дома на улицах Рыбальской и Московской в Печерском районе Киева, и к 1876 г. ей принадлежал огромный земельный участок с многочисленными постройками. 

Пребывание Высокопреосвященнейшего Исидора в Киеве было непродолжительным, всего около двух лет. В 1860 году последовало назначение Митрополита Исидора на новую кафедру – он стал митрополитом Новгородским, С.Петербургским и Финляндским. Уезжая в Петербург, на место своего архипастырского служения, Митрополит Исидор обещал  Матроне Александровне никогда не оставлять ее своим благоволением, просил при необходимости прибегать прямо к его покровительству и при каждом удобном случае приезжать в Петербург. Матрона Александровна воспользовалась приглашением Митрополита и неоднократно посещала его в столице, ей  необходима была помощь, мудрые советы и наставления Владыки. Благочестивая вдова постоянно останавливалась в доме, принадлежавшем Александро-Невской Лавре, и расположенном вблизи монастыря на Невском проспекте. 

В течение многих лет Матрона Александровна неустанно воплощала в жизнь свой замысел, а вместе со временем менялась  и  сама. Осознавая свою причастность к великому и благородному делу и ту ответственность, которая целиком ложилась на ее плечи, Матрона Александровна все свои жизненные силы  направляет на созидание Божией обители, на заботы о спасение душ людей, которые придут в будущем под ее кров. Уповая на Бога, на помощь и заступление Всевышнего, она стойко переносила встречающиеся на пути трудности. 

Матрона Александровна принимала активное участие в общественной жизни Киева. С началом войны (1877-1878 гг.) за освобождение  многострадальной Болгарии от тяготевшего над нею в течение нескольких веков турецкого ига, Матрона Александровна, по примеру многих киевлян, предоставила один из своих домов для  лазарета, и полностью взяла на себя заботу об обеспечении раненых. Об этом свидетельствовал в своем отчете Благочинный киевских монастырей Архимандрит Смарагд.  Благородный поступок Матроны Александровны явился свидетельством  ее христианского попечения и высокой гражданской позиции, примером патриотизма и деятельного участия  в общем деле, которому служил весь народ.

События последней войны, и заботы, связанные с уходом за ранеными, не могли отвлечь Матрону Александровну от воплощения в жизнь главной своей цели -  организации общины. 

М. А. Егорова была лично знакома с киевскими митрополитами Арсением (Москвиным)(1860-1876) и Филофеем (Успенским)(1876-1882), которые были свидетелями создания общины и высоко ценили подвижнические труды благочестивой вдовы. Митрополит Исидор в своем дневнике 9/22 марта 1882 г. записал, что незадолго до назначения на Киевскую кафедру Тверского архиепископа Филофея: «… Димитра видела во сне, что будто бы была в покоях митрополита Киевского, и навстречу ей из гостиной  вышел совершенно незнакомый ей Архиерей, высокий ростом, худой лицом, сутуловатый и пригласил ее в гостиную. В то же время она передала мне об этом,  и через несколько дней узнала о назначении Филофея, который совершенно соответствовал ее описанию, хотя она до этого его никогда не видела». Именно при Киевском митрополите Филофее и при его содействии  была учреждена Введенская община.

Когда все необходимые документы были отправлены в Св. Синод, Матрона Александровна выехала в Петербург, поскольку Владыка Исидор считал, что  для большего успеха в деле по устройству обители,  необходимо и полезно личное ее присутствие в столице. 

Не каждый день ей удавалось видеть Владыку Исидора, множество епархиальных дел, требовавших неотложного решения, занимало практически все его время. Но при каждой возможности Митрополит с удовольствием общался с Матроной Александровной.  Его беседы, преисполненные любви к Богу и ближним, наставляли и успокаивали ее. 
Матрона Александровна  была  знакома со многими  людьми, окружавшими Владыку и принимавшими живейшее участие в ее богоугодном деле. Эта женщина была одарена высокими достоинствами: ее внутренняя культура и необыкновенно доброе сердце привлекали к себе людей. До самого конца ей не изменяло постоянное доброжелательное отношение ко всем и к каждому. С величайшим почтением Матрона Александровна относилась к эконому Александро-Невской лавры, Соборному иеромонаху Иннокентию, который был ее духовником. 

Чаще других ей приходилось общаться с Лаврским Архимандритом Исайей, который был экономом митрополичьего дома. Архимандрит очень хорошо отзывался о ней. Он видел ее всегда в приподнятом настроении: «…Живая, подвижная, быстрая, всюду успевала»  - так говорил он о ней, и такой она запомнилась ему на всю жизнь. После смерти м. Димитры, архимандрит несколько раз видел ее во сне, причем всегда в светлых, белых одеяниях, о чем неоднократно рассказывал Митрополиту Исидору, который записал об этом в своем дневнике. В книге «Хроника моей жизни. Автобиографические записки Высокопреосвященного Саввы, Архиепископа Тверского и Кашинского» автор записал один эпизод, связанный со сновидением архимандрита Исайи: « …О Варшавском архиепископе Леонтии. Митрополит Исидор, посылая его в Москву на погребение митрополита Макария (+ 9 июня 1882 года), пред Синодом обещал ему Московскую кафедру, и в день назначения на эту кафедру другого лица ( Иоанникия Руднева) собственноручною запискою извещал его о сновидении, бывшем эконому его, архимандриту Исайе, в котором известная Матрона Александровна Егорова объявила ему, Исайе, о назначении Леонтия Митрополитом Московским, а этот последний имел неосторожность показать эту записку некоторым из своих знакомых. И каково же было его изумление, когда он в тот же день узнал, что Московская кафедра досталась не ему, а другому – младшему по службе».  И все-таки со временем предсказание м. Димитры сбылось. Архиепископ Леонтий (Лебединский) был назначен Московским митрополитом, но в 1891 году, после перевода его предшественника Митрополита Иоанникия (Руднева) на Киевскую кафедру. 

В Петербурге Матрона Александровна познакомилась с вдовой полковника Ольгой Федоровной Тимофеевой, которая стала поверенной и ближайшей помощницей Матроны Александровны во всех делах.

4/17 марта 1878 г. Император Александр ІІ подписал Указ ( № 58251) об учреждении в Киеве Введенской женской религиозной общины. В пользу общины, согласно завещанию, М.А. Егорова безвозмездно отдавала  земельные участки и несколько смежных домов, а также неприкосновенный капитал в виде ценных бумаг на сумму 21.000 рублей. Основательница также подготовила все предложения по устройству двух церквей общины, заказала изготовление иконостасов в С.-Петербурге.

Но к прискорбию, Матроне Александровне не пришлось увидеть завершения своих трудов и стать свидетельницей расцвета и укрепления благосостояния Введенской общины.
 Зимой 1878 года Матрона Александровна занемогла. Последнее время она часто болела,  давало о себе знать севастопольское ранение, мучили постоянные приступы головных болей.  Но она переносила свою болезнь, уносившую ее физическую силу, с удивительным терпением и выдержкой, без смущения и ропота. Ее ближайшая подруга, Ольга Федоровна, была постоянно рядом и ухаживала за ней, она не слышала ни единой жалобы от больной. 

Мужественный прежний дух, прежняя сила воли еще обитали в этом ослабевшем больном теле. 

За две недели до смерти Матрона Александровна совершенно отказалась от еды, а затем вдруг почувствовала себя лучше, появился аппетит, она оживилась и повеселела. В это время она получила  известие о Высочайшем Указе об основании Общины. Создание Введенской общины Матрона Александровна считала для себя священной обязанностью и чрезвычайно радовалась, когда ее старания увенчались успехом. 

Чувствуя свою скорую кончину, близость смерти, Матрона Александровна заблаговременно очистила себя принесением покаяния во всех прегрешениях своих, а также удостоилась елеосвящения и до самой смерти приобщалась животворящих Христовых Таин. С таким благодатным напутствием и упованием на Господа, она безбоязненно ожидала смертного часа. Перед смертью она только попросила, чтобы ее похоронили в киевской Введенской общине.

Матрона Александровна Егорова,  скончалась  вечером 9 марта 1878 года, с миром и упованием отошла в вечность на 68 году от рождения. В медицинской справке было написано, что смерть наступила вследствие апоплексического удара. На медицинском свидетельстве о смерти стоят подписи Наместника Лавры архимандрита Симеона, эконома соборного иеромонаха Иннокентия, казначея архимандрита Филиппа, ризничного архимандрита Митрофана, игумена Мардария, а также эконома архиерейского дома архимандрита Исайи, тех,  кто в последние дни были с ней рядом.  Они же присутствовали при погребении матушки Димитры в Александро-Невской Лавре 13 марта 1878 года. 
Скорее всего здесь, в Петербурге,  Матрона Александровна приняла тайный постриг, «тайно от людей, но явно Богу».  Мы до сих пор не знаем, кем и когда было совершено пострижение в монашество, и эта тайна скорее всего останется нам не ведома. Обряды тайного пострижения как правило нигде не фиксируются и остаются достоянием принявшего ангельский чин. Но без сомнения, обряд пострижения совершился по особому ходатайству Владыки Исидора и его свидетельства о том, что Матрона Александровна  давно уже ведет приготовительную к монашеству жизнь. Митрополит Исидор в своем дневнике называл ее монашеским именем.

При пострижении она получила имя Димитра в честь св. вмч.Димитрия Солунского - святого, которого болгары считают своим покровителем, а также покровителя воинов. 
Решением митрополита Исидора м. Димитра была временно похоронена в Александро-Невской Лавре, в «палатке» при Федоровской церкви, до распоряжения о перевезении тела покойной в Киев. 

Дело, которому прп. Димитра посвятила почти половину своей жизни, было продолжено людьми, стремившимися навечно сохранить о ней память. 

Через несколько недель после смерти прп. Димитры,  в руководство общиной, по рекомендации Митрополита Исидора, была назначена рясофорная послушница Новгородского Десятинского женского монастыря Евпраксия Лебедева, получившая при пострижении имя Евфалия. 
В первые годы настоятельства монахиня Евфалия обнаружила необыкновенно предприимчивый и деятельный характер. Выполняя предсмертную волю незабвенной учредительницы Введенской общины монахини Димитры, новая начальница  немедленно приступила к работам по устройству церкви, в соответствии с планом, подготовленным самой основательницей.

Все знали, что м. Димитра желала, чтобы местом ее упокоения стала созданная  ею обитель. 

21 июля 1878 года своим Указом Государь Император разрешил перевезти тело М.А.Егоровой из Александро-Невской лавры в Киев, о чем было уведомлено духовное и светское начальство Киева. 

8 августа 1878 года был совершен чин погребения основательницы Введенской общины монахини Димитры ( в миру - Матроны Александровны Егоровой). Захоронение совершалось с большой торжественностью, при огромном стечении народа и духовенства. Тело было предано земле в нижнем храме со словами глубокой скорби и прощания с незабвенной основательницей. На могиле почившей был водружен крест и зажжена неугасимая лампада, в знамение непрестанной молитвы верующих в ее благодатное заступление.

14 / 27 ноября 1878 года Высокопреосвященнейший Митрополит Филофей освятил  новую церковь во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы. Это торжественное событие произошло накануне  храмового праздника, как бы в ознаменование того, что с первого же дня своего существования, Введенская община поручается всемогущему и всеблагому покровительству Божией Матери, в честь которой устроена церковь и община. В торжестве освящения приняли участие Викарий Киевской епархии, Наместник и братия Киево-Печерской Лавры, многочисленное киевское духовенство. Для участия в духовном торжестве в Введенский храм собралось множество богомольцев и жителей окрестных районов, чтобы познакомиться с новым храмом, готовым отныне открыть свои двери для всех верующих.

Самое заветное желание почившей основательницы общины прп. Димитры было исполнено, ее многолетние труды увенчались успехом. Сестры общины и призреваемые возносили свои искренние горячие молитвы ко Господу и с благодарностью вспоминали свою почившую благодетельницу. 

После освящения храма, в нем стали проводиться ежедневные утренние и вечерние службы по монастырскому чину. Кроме того, служились каждый день панихиды и молебны. По указанию Митрополита Филофея,  для отправления служб в храме были назначены иеромонахи из Киево-Печерской Лавры.

 Одновременно с завершением  строительства Введенского храма приступили к  работам по устройству еще одной церкви обители, в честь Св. Димитрия Солунского. Еще при жизни м. Димитра, неоднократно выражала пожелание основать храм в нижнем подвальном помещении под Введенской церковью. Она сама подготовила предложения по устройству храма, вела переписку по вопросу о стоимости строительных работ с киевским инженер-полковником А.И Рубаном.  В Петербурге по ее заказу готовился  иконостас и для этой церкви. Матушка Димитра позаботилась и о том, чтобы все издержки работ по созданию нижнего храма были покрыты частными пожертвованиями. 

 По завершению строительства нижнего храма обители,  17 /30 июня 1879 года, Киевский Митрополит Филофей  совершил чин освящения храма, и затем была отслужена у престола Божественная литургия. Сослужащими архипастыря были наместник Лавры архимандрит Илларион (Юшенов), настоятель Киевского Николаевского монастыря и Благочинный киевских городских монастырей архимандрит Смарагд, Благочинный Лавры игумен Виталий и иеромонах Дионисий. Стечение богомольцев было так велико, что далеко не все смогли вместиться в храм для участия в этом духовном торжестве. 

Неугасимая лампада теплилась день и ночь перед иконами, осенявшими могилу основательницы Киевской Введенской общины м. Димитры. Сколько людей, молитвенно предстоя у ее гроба, с глубокой признательностью благословляли ее память. Сколько горячих молитв было о ней вознесено к Богу. Это была евангельская жена, глубоко понимавшая дух христианского обращения с ближними и отдававшая всю теплоту своего горячего сердца людям. Поэтому все,  кто знал матушку и был  очевидцем ее трудов  по созиданию Введенской обители, приходили в храм в дни ее памяти и возносили у престола Божия теплые молитвы за основательницу. Ежегодно, 9/22 марта, в день ее смерти, и 26 октября/ 8 ноября, по случаю храмового праздника, в пещерной  Димитровской церкви, с особым благолепием служилась литургия и панихида у могилы м. Димитры. В эти памятные дни возглавляли Божественную литургию правящие Киевские митрополиты, под особым попечением и покровительством которых находилась Введенская община со дня своего основания. Киевским Архипастырям сослужили у престола епископы и наместники монастырей, духовенство епархии и лаврские иеромонахи. 

В С.-Петербурге в эти дни служились панихиды в крестовой Успенской церкви в митрополичьем доме Александро-Невской лавры. Большинство служб возглавлял Митрополит Исидор и архимандрит Исаия (Бунин), эконом архиерейского дома, в сослужении соборных иеромонахов и в присутствии светских людей.

Введенскую обитель посетили многие известные иерархи Русской Православной церкви, приезжавшие в Киев на поклонения святыням. 8 августа 1881 года  Введенскую  общину посетил архиепископ Рязанский Палладий (Раев), (с 1892 г. - Митрополит Петербургский), который приехал в Киев  на поклонение святыням. В этот памятный день, в третью годовщину перевезения из Петербурга в Киев тела почившей основательницы матушки Димитры,  Архиепископ совершил литургию в храме общины. 

  В 1883 г. Введенскую общину посетил Блаженнейший Никодим, Патриарх Иерусалимский, и у могилы монахини Димитры совершил с благоговейным поклонением долгую молитву о ней по-гречески. 

На могилу матушки Димитры из Афонского Андреевского скита, принадлежавшего русским монахам, был  доставлен трисоставной крест с изображением распятого Христа с  предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. А из Болгарии была привезена белая надгробная мраморная плита с надписью:. «Основательница Кіевской Введенской Общины монахиня Димитра  Матрона Александровна Егорова. Родилась въ Силистріи 1810 года скончалась 9 марта 1878 года». Этим даром был отмечен  личный вклад матушки Димитры в борьбу соотечественников за освобождение от турецкого ига, и увековечена память основательницы Введенской общины.

Покровительствовала Введенской обители и неоднократно посещала ее Великая Княгиня Александра Петровна, в иночестве Анастасия, основательница Свято-Покровского женского монастыря в Киеве.  21 августа 1912 года удостоила своим посещением Введенский монастырь и Великая Княгиня Елисавета Федоровна, возвращаясь из паломнической поездки в Почаев. Обе представительницы Дома Романовых молитвенно вспоминали м. Димитру у ее гроба в нижнем храме-усыпальнице и оставили щедрые пожертвования в пользу обители.  

За свою историю Введенский монастырь закрывался дважды – в 1930 г. и в 1960, после возобновления его деятельности в 1941 г.  16 сентября (по новому стилю) 1960 года, уже после закрытия обители, были изнесены из храма Св. вмч. Димитрия Солунского мощи основательницы прп. Димитры, в котором они покоились 82 года. При вскрытии гробницы, сестры имели возможность увидеть, что тело основательницы было обвито мантией. Монахини облекли матушку Димитру в новую мантию, и основательницу  похоронили на Зверинецком кладбище, рядом с могилой игумении Клеопатры. 

Но монастырь, созданный «постом и молитвой», самоотверженным трудом незабвенной основательницы монахини Димитры,  не был предан забвению. Память о ее святой жизни дошла до наших дней. Любовь, окружавшая прп. Димитру  при жизни, и сегодня продолжает привлекать к ней сердца. В наше время вновь поднялась и расцвела обитель, которая многие годы находилась в запустении.
В 1992 г. Введенская церковь была передана Украинской Православной церкви. В этом же году началась реставрация Введенской церкви, а вскоре  общине был передан и нижний храм. Но службу в нем поначалу проводить было невозможно из-за плохого состояния помещения. Поэтому потребовалось много времени, чтобы храм вновь обрел свое предназначение, указанное  прп. Димитрой.
  Нижний храм был капитально отреставрирован, а Архимандрит Дамиан предложил собственный проект оформления церкви во имя Св. вмч. Димитрия Солунского, в соответствии с которым,  здесь был установлен беломраморный одноярусный иконостас, а в нишах на стенах поместили мраморные иконы с изображением святых воинов.
На месте, где ранее находилось могила монахини Димитры, была установлена гробница (рака) из белого мрамора, предназначенная для мощей матушки. Гробница сложена из 4-х массивных плит, стоящих на высоком каменном помосте. На лицевой панели  раки помещено рельефное изображение «Сорока Севастийских мучеников», память которым совершается 9 / 22 марта, в день смерти матушки Димитры. На боковой панели гробницы размещен текст, отмечающий вклад современников в увековечивание памяти основательницы: “Сия гробница сооружена при Владимире, Блаженнейшем Митрополите Киевском и всея Украины, при наместничестве игумена Дамиана, усердием общины и прихожан в лето от Р.Х. 1996 месяца июня”.  

Пример  благотворной жизни прп. Димитры,  стяжавшей высокий авторитет в церковной среде, стал великим утешением и подкреплением на жизненном пути многих ее духовных последователей.  Движимые высоким нравственным чувством, и воздавая долг благоговейной любви к прп. Димитре, Архимандрит Дамиан и прихожане Введенского храма неоднократно поднимали вопрос о возвращении тела основательницы в усыпальницу. Чаяния верующих оказались не напрасными. Промыслом Божиим мощи подвижницы вернулись в родную обитель. По благословению Его Блаженства Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины 8/21 августа 1996 года мощи монахини Димитры, крестным ходом были торжественно возвращены со Зверинецкого кладбища в храм и установлены на том месте, которое изначально было уготовлено для ее вечного упокоения. 

 При вскрытии захоронения, комиссия освидетельствовала останки преподобной Димитры. Ее тело было обвито мантией, а под светским платьем основательницы обнаружили монашеский параман, и на лицо был возложен наличник, что явилось еще одним свидетельством и подтверждением тайного пострига монахини. Сегодня мощи преподобной открыто почивают в усыпальнице. Киевская Свято-Введенская обитель снова обрела святыню, к которой смогут приходить все, чтущие память ее небесной покровительницы и молитвенницы для окормления и научения духовному пути.  
Возвращение мощей прп. Димитры в обитель можно назвать первым чудом, совершившимся по милости Божией в наше время и связанным с  именем подвижницы.  Совпадение даты перенесения мощей из С.-Петербурга в ХІХ в. и со Зверинецкого кладбища в ХХ ст. можно назвать Промыслом Божиим.. Когда в августе 1996 г. было получено важное, принципиальное согласие на возвращение мощей матушки Димитры в обитель, окончательная дата перезахоронения неоднократно переносилась по разным причинам. В соответствии с законом, эксгумация тела в обязательном порядке должна производиться на второй день после официального разрешения властей и подписания акта. Игумен Дамиан и братия выбирали наиболее благоприятный день для торжественного события. Поэтому дата  8/21 августа была выбрана совершенно произвольно, с тем,  чтобы успеть все подготовить, и в то же время, чтобы она не совпала с праздником Преображения Господнего.   В то время еще никто не знал о дате Первого возвращения мощей матушки в обитель из С.-Петербурга (8/21 августа 1878 г.), поскольку архивные документы, рассказывавшие об этом событии, были найдены в ходе исследовательской работы только через несколько месяцев (в марте 1997 г. ), уже после совершившегося Второго возвращения мощей преподобной со Зверинецкого кладбища.

Современные насельники монастыря, во главе с наместником архиепископом Дамианом (Давыдовым) являются продолжателями молитвенного почитания памяти строительницы. В течение многих лет три раза в год совершались особые, заупокойные богослужения в дни памяти матушки:  9/22 марта – в день ее блаженной кончины; 25 октября / 8 ноября, в день памяти небесного покровителя м. Димитры – святаго великомученика Димитрия Солунского чудотворца; 8/21 августа – в день  первого возвращения ее святых мощей в обитель из С.Петербурга, и второго возвращения – со Зверинецкого кладбища. А в память печального события  изнесения святых мощей основательницы из храма на Зверинецкое кладбище 3/16 сентября 1960 г., помимо богослужения, братия монастыря и постоянные прихожане обители традиционно держали строгий пост, чтобы покой основательницы больше никогда не нарушался. 

В Киевский Свято-Введенский монастырь приезжает множество паломников со всей Украины и различных уголков православного мира и поклоняются мощам   прп. Димитры, оставляют записки в ее гробнице.  

Многочисленные паломники имеют возможность помолиться у гроба основательницы, которая предстательствует за них Царице Небесной. Жизнь праведницы продлилась и после ее блаженной кончины, подвигом своей благочестивой и богоугодной жизни прп. Димитра получила от Господа дар благодатной молитвы и дивное дарование исцеления болезней людей. 

Документы на прославление основательницы Введенской общины м. Димитры (Егоровой) были представлены в Комиссию по канонизации при Украинской Православной Церкви, и 18 апреля 2008 г. было подписано Постановление Священнного Синода Украинской Православной Церкви о причислении к лику местночтимых святых монахини Димитры (Егоровой), основательницы Киевской Свято-Введенской обители. 

26 октября /8 ноября 2008 г., в день памяти св. вмч. Димитрия Солунского, в Введенском монастыре состоялась Божественная Литургия, которую совершил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир Митрополит Киевский и всея Украины в сослужении митрополита Доростольского Иллариона (Болгария), архиепископов Белогородского Николая и Овручского и Коростенского Виссариона, епископов Переяслав-Хмельницкого Александра, Яготинского Серафима, Новокаховского и Бериславского Иосафа, Васильковского Пантелеимона. Во время праздничного богослужения состоялся чин церковного прославления в сонме святых прп. Димитры (Егоровой), основательницы Свято-Введенской обители и прп. схимонахини Олимпиады (Стригалевой), настоятельницы Арзамасской Алексеевской общины. Во время чина прославления у мощей, которые по случаю торжества были установлены пред святым алтарем Введенского храма, епископом Иосафом было зачитано житие прп. Димитры, а епископом Пантелеимоном – житие прп. Олимпиады,  затем были пропеты тропари и кондаки новопрославленным преподобным женам, после чего Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, архиереи и духовенство поклонились чесным мощам угодниц Божиих. Отныне прп. Димитра и прп. Олимпиада, обретя бессмертие, находятся в одном ряду со святыми женами Руси. 

В житии подвижников мы ищем откровения нашего собственного пути, образец для поиска пути спасения. Мы надеемся, что благотворный пример жизни матушки Димитры, благочестивой мирянки, а затем инокини, являющий собой один из образцов женского христианского подвижничества,  для многих людей может стать образцом такого поиска  и напоминанием о том, кому мы должны подражать в своей жизни, к кому обращаться за помощью и благословением. Преподобная Димитра создала себе вечно незабвенный памятник. Господь соделал ее истинной исполнительницей заповеди «Кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16, 24). 
Вспоминая о трудах прп. Димитры по созиданию обители, не перестаешь удивляться, сколько силы духа проявляется в немощном теле женщины, когда благодать осеняет ее свыше, когда она следует во всем заповедям Христа. И мы уверены, что святыми молитвами прп. Димитры восстановится и войдет в былую силу и славу киевская обитель,  для создания которой матушка совершала свой жизненный подвиг, увенчавшийся небесной славой.