Київський Свято-Введенський монастир

Виберіть свою мову

Преподобная Олимпиада Киевская и Арзамасская

20 августа (7 августа)
день памяти преподобной Олимпиады 
Киевской и Арзамасской

15 сентября (2 сентября)
обретение мощей  преподобной Олимпиады 
Киевской и Арзамасской


Настоятельница Арзамасской Алексеевской женской общины схимонахиня Олимпиада (Ольга Васильевна Стригалева) родилась 29 июня 1771 г. г. Костроме, в семье благочестивых, именитых и богатых родителей Василия Ивановича  и Прасковьи Ивановны Стригалевых. 

Семья Стригалевых принадлежала к древнему купеческому роду, и родоначальник династии впервые упоминается в писцовой книге г. Костромы под 1628 годом. На сегодняшний день известно 117 имен  из нескольких поколений рода Стригалевых. 
По-разному сложилась их судьба: кто-то не достиг ни особого богатства, ни громкой славы. Другие, напротив, владели недвижимым имуществом, по крупицам скупали земли, и в продолжение полутора столетий уже их потомки увеличивали семейные владения и укрепляли достаток семьи. Благодаря деятельности наиболее ярких представителей рода Стригалевых, получила развитие полотняная промышленность г. Костромы. Многие представители семьи способствовали развитию и благоустройству города, а также являлись щедрыми благотворителями и строителями храмов.
 
Отец схимонахини Олимпиады, Василий Иванович Стригалев (1735-1812), наследовал полотняную фабрику и владел ею единолично.  Производство приносило хороший доход, и семья ни в чем не знала нужды.  Василий Иванович был уважаемым в городе человеком. Костромское купечество неоднократно оказывало В.И. Стригалеву высокое доверие и избирало его своим депутатом, в 1767 г. он встречал в Костроме Императрицу Екатерину Великую, а в июле 1775 г. произносил речь на торжествах, посвященных заключению мира с Турцией. Он так же был активным деятелем в городском общественном управлении, принимал участие в работе местных благотворительных комитетов,  неоднократно избирался градским главой, не оставляя при этом забот о фабрике. Василий Иванович на свои средства содержал церковь Михаила Архангела, родовой храм Стригалевых, расположенный на берегу Волги. Он же был ктитором Спасозапрудненского храма, его тщанием на месте деревянного храма была построена теплая каменная церковь с колокольней и трапезной. При этом храме находилось кладбище, на котором были похоронены многие представители рода Стригалевых, а также и сам Василий Иванович, когда в 1812 году почил с миром. 

У Василия Ивановича и жены Прасковьи Ивановны было четыре дочери, и три из них вышли замуж за известных в Костромской губернии купцов: Прасковья стала женой  П.Г.Таланова, Фекла вышла замуж за Д.Д.Солодовникова,  а еще одна дочь, тоже с именем Ольга – за П.И.Дурыгина.  Родители воспитывали своих дочерей в благочестии и простоте, и обеспечили их благополучную будущность. И только младшая дочь Ольга (будущая схимонахиня Олимпиада), по младости лет оставалась еще незамужней.  

Ольга Васильевна получила хорошее домашнее образование, она много читала духовных книг, из которых, и прежде всего из Евангелия, черпала неиссякаемую духовную премудрость. В кругу ее чтения были и отеческие поучения, назидательные благодатные рассказы о житии Угодников Божиих. Чтение житий приносило духовную радость, пользу, посеяло в сердце первые семена любви и почтения к Богу и уважение к Христианскому закону. 

С молодых лет утвердилось в сердце юной девушки, воспитанной в благочестии и твердой вере, искреннее желание посвятить себя Богу, но она скрывала пока свое устремление от родителей, уготовавших ей другую, светскую жизнь. Ольга долго не решалась открыть родителям свою душевную тайну, зная, что они не одобрят ее выбор.
Имея намерение вести подвижнический образ жизни ради любви ко Господу и своего спасения, Ольга Васильевна в письме обратилась за советом к настоятельнице Арзамасской Алексеевской общины схимонахине Марфе, известной своей богоугодной жизнью и строгостью исполнения монашеского устава. 

Схимонахиня Марфа (Протасьева Мария Петровна) принадлежала к старинному дворянскому роду Костромской губ. Она была духовным чадом знаменитого подвижника о. Феодора (Ушакова), настоятеля Санаксарского монастыря.  О. Феодор около 1757 г. основал Арзамасскую Алексеевскую общину для своих учениц, состоявших до конца его жизни под непосредственным руководством старца.  

Схимонахиня Марфа поддержала намерения Ольги Васильевны, но советовала не идти против воли родителей, а молиться и укреплять свой дух терпением до того времени, когда Господь откроет случай и возможность осуществить желаемое.  Упование на Бога оказалось не напрасным, и Господь услышал слезные молитвы юной девы. Божиим Провидением  17 марта 1793 г., на 20 году от рождения, получив благословение родителей, Ольга Васильевна  приехала в Алексеевскую общину.   

Под руководством схимонахини Марфы юная насельница Ольга проходила в обители разные послушания, а 17 марта 1795 г. тайно приняла иноческий постриг и была наречена именем Олимпиада. С этого времени начались ее усердные труды на пользу обители. Своим послушанием, благочестием и смирением она заслужила уважение сестер общины, а при временном отсутствии настоятельницы инокиня Олимпиада успешно ее замещала. По кончине настоятельницы общины схимонахини Марфы, 13 августа 1813 г. указом Нижегородской духовной консистории инокиня Олимпиада была утверждена настоятельницей Арзамасской Алексеевской общины. 

По вступлении в должность, она не изменяла своему правилу совершенного не стяжания и воздержания на протяжении всей своей жизни. 15 лет настоятельница Олимпиада управляла общиной, в которой подвизалось около 700 насельниц. 

 Схимонахиня Олимпиада была хорошим руководителем, давала мудрые распоряжения, и в обители царствовал нерушимый порядок и взаимное уважение между сестрами. Алексеевская община придерживалась строгого иноческого общежительного устава, который неуклонно соблюдался все насельницы.

Матушка Олимпиада от Бога обладала завидным даром красноречия, умела облекать чувства и мысли в проникновенные слова, понятные всем слушателям. Она сочиняла наставления сестрам и произносила их так, словно читала по книгам. Иногда по немощи, не выходя из кельи, она писала назидания своим духовным чадам, и эти поучения читались во время  трапезы, питая душу насельниц небесным хлебом. Памятником ее простого, но трогательного и могучего слова осталось Духовное завещание настоятельницы к сестрам, к благодетелям общины и сродникам своим, которое нашли в ее личных бумагах после кончины. В завещании она заповедала именем Божиим хранить залог веры христианской, быть непоколебимыми в исповедании Греко-Российской Церкви, держаться учителей Церкви и свято почитать их учение, читать Божественное Писание и свято верить в написанное, опасаться ересей и расколов.  Она завещала сестрам  любить Бога всем сердцем и всею душой,  любить ближнего своего, свято хранить уставы общежительных правил, как залог между Богом и людьми, а также  соблюдать келейное правило как очистилище ежедневных грехов и не отдаляться от общей трапезы, которая питает не только тело, но более душу небесным хлебом. Завершая свое завещание, матушка Олимпиада говорила: «…Да покроет омофором милости Своея святую обитель и всех живущих в ней Алексий человек Божий, известный хранитель наш, молитвами отца и наставника нашего и основателя сего святого места, отца Федора». 

Монахиня Олимпиада, обладая светлым, благодатным и просвещенным умом, оказала огромное влияние на выбор жизненного пути Наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архимандрита Антония (Медведева) (1831-1877), одного из самых замечательных и известных представителей православного монашества. Отец Антоний долгое время находился под непосредственным духовным руководством матушки Олимпиады, которая помогла понять ему в юности, к чему стремилась его душа, постепенно приучала его к подвигам иноческим, отсекая всякое излишнее желание. Своими убеждениями, твердой верой и личным деятельным примером, матушка Олимпиада рассеяла все колебания юноши, готового в один критический момент отказаться от мысли о монашеской жизни, и убедила будущего наместника остаться верным своему избранию. 

Именно благодаря монахине Олимпиаде, ее высокому духовному подвигу, постоянной приверженности монашеским правилам жизни, ее заботе и благодатному влиянию на  о. Антония, он со временем стал одним из выдающихся людей своего времени, человеком высокой духовной жизни и великих организаторских способностей. 

На протяжении всей своей жизни архимандрит Антоний пользовался не только мудрыми устными советами и духовными наставлениями схимонахини Олимпиады, но и святоотеческими книгами, коими она его снабжала. В свою очередь Архимандрит Антоний всегда относился к схимонахине Олимпиаде  как к своей духовной наставнице и глубоко почитал ее. Духовное молитвенное общение с монахиней Олимпиадой никогда не прерывалось.

Архимандрит Антоний, находясь вдали от Общины, занимая ответственные посты в руководстве монастырями, никогда не забывал свою духовную мать и Арзамасскую обитель, возглавляемую ею. Именно сюда он неоднократно приезжал, получая благодатное утешение от иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Для этой Общины архимандрит Антоний стал щедрым благотворителем.  На его средства  была открыта живописная мастерская, устроен водопровод, его иждивением была построена каменная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», в которой проводилось ежедневное чтение Псалтыри с поминовением благотворителей обители. 

Наместник Свято-Троицкой лавры архимандрит Антоний был прославлен как местночтимый святой  16 октября 1998 года по благословению патриарха Алексия II, который сам возглавил торжество прославления. Ко времени прославления останки Антония были обретены и помещены в Духовском соборе.

Благодаря праведным трудам и заботам монахини Олимпиады, Алексеевская община развивалась не только во внутренней духовной жизни ее обитательниц, но и благоустраивалась внешне. Так, при ней был значительно расширен и украшен главный Вознесенский (летний) собор монастыря. Первоначально построенный в 1777-1787 годах прихожанами вместо ветхого деревянного Казанского храма, упраздненного Девичьего Алексеевскою монастыря, он был мал и тесен для вновь возрождающейся общины.  Матушка Олимпиада сама подготовила план перестройки церкви, распорядилась заранее приготовить все необходимые материалы, и возведение нового храма проводилось под ее непосредственным руководством. Тщанием настоятельницы Олимпиады был построен больничный корпус с церковью, три каменных корпуса, один из которых, предназначавшийся для золотошвейной мастерской, был сооружен отцом  монахини Олимпиады, Василием Ивановичем Стригалевым. Из уважения к матушке Олимпиаде многие благотворители сами предлагали средства на нужды общины, на украшение храмов, возведение зданий обители.  Большая часть стен, окружавших общинные постройки, была возведена при матушке Олимпиаде. При ней была построена  деревянная мельница и колодец с водопроводной машиной, а также приобретено несколько участков земли для огородов. Управляя общиной многие годы, схимонахиня Олимпиада заслужила уважение жителей города, любовь и неограниченную преданность сестер. Пребывая в должности настоятельницы, матушка Олимпиада не изменила своего правила совершенного нестяжания и воздержания. 
С особым почитанием монахиня Олимпиада относилась к Киево-Печерским угодникам, в честь которых ею был сооружен придел в холодной церкви в Алексеевской общине. Здесь в серебряном ковчеге хранились 29 частиц св. мощей, большей частью угодников Печерских, приобретенных старанием монахини Олимпиады. 

Читая Жития Святых, она часто останавливалась мыслью на молитве прп.Феодосия Печерского, в которой он испрашивал у Господа Царствия Небесного и водворения с преподобными для тех, кто будет погребен на месте их обиталища. Эта мысль неотступно влекла ее в Киев и неоднократно в сонном видении она сподобилась видеть прп. Антония и прп. Феодосия, которые говорили: «Мы ждем тебя сюда к нам». В 1828 г. она получила разрешение на поездку в Киев. Однако перед отъездом монахиня Олимпиада внезапно заболела, но болезнь отступила, и первое, что она сказала, было: «Видно угодникам Божиим угодно, чтобы мне быть в Киеве». Во время путешествия болезнь возвращалась, истощались физические силы матушки, но в дороге она много читала наизусть Псалтырь, отрывки из Священного Писания, постоянно молилась. Она очень любила читать творения святителя Димитрия Ростовского и часто обращалась за духовным подкреплением к его книгам. 

Господь подкрепил силы страдалицы, и 10 июля она приехала в Киев, а на следующий день, 11 июля в день своего ангела она приобщилась Св.Христовых Таин. Затем уже почти ослабевшую ее водили в Ближние пещеры. После этого она уже почти не могла самостоятельно ходить, физические силы истощались. По благословению Его Преосвященства Митрополита Евгения (Болховитинова), духовник матушки Лаврский иеромонах Логгин причастил ее, соборовал, прочитал отходную молитву, и  6 августа 1828 г. монахиня Олимпиада мирно почила, на 56 году жизни. 

Митрополит распорядился похоронить матушку на Дальних пещерах. Вынос тела и отпевание монашеское производилось лаврским духовенством, в руки почившей вложили кипарисовый крест по древней киевской традиции.  Погребена она была на Дальних пещерах возле церкви Рождества Богородицы, а впоследствии благотворителем на могиле была установлена надгробная плита с пространной надписью. Так сбылась мечта Ольги Васильевны быть погребенной в одной святой земле с преподобным Феодосием Печерским и его святыми учениками.
В журнале «Сын Отечества» за 1829 год, была помещена  небольшая заметка: «Настоятельница знаменитой Арзамасской общины Ольга Васильевна Стригалева принадлежит к малому числу тех умных и необыкновенных особ, кои повсюду оставляют след добродетели. Претерпевая несносные страдания от недуга, коего жестокость лишает ее малейшего движения, и не редко и самих чувств, Ольга Васильевна управляет сею общиною 15 лет и заслужила уважение от всего города, любовь и неограниченную преданность сестер, все, кто ее лично знает, питают глубочайшее уважение к ее особе. Надобно быть в Алексеевской общине, чтобы собственными наблюдениями проверить мои беспристрастные замечания, надобно, повторяю, видеть все мудрые распоряжения Ольги Васильевны и нерушимый порядок, постоянно царствующий в обители, иначе все похвалы мои не заслужат полного доверия. Она начертала превосходный план для главной церкви в общине. Все послушницы участвовали в устроении сего храма. Недавно услыхал я, что почтеннейшая настоятельница Ольга Васильевна скончалась и всеобщая скорбь жителей Арзамаса ознаменовала смерть ея».
 Настоятельница Арзамасской Алексеевской  общины схимонахиня Олимпиада была истинной подвижницей, и принадлежала к числу наиболее просвещенных, умных и добродетельных  лиц своего времени. 

Обретение мощей схимонахини Олимпиады состоялось по благословению Его Высокопреосвященства архиепископа Вышгородского Павла в ночь с 14 на 15 сентября 1999 года. 
В настоящее время гробница с ее Святыми мощами находится в храме Киевского Свято-Введенского мужского монастыря. По свидетельству прихожан и паломников, по молитвам от святых мощей схимонахини Олимпиады получали исцеление люди, страдавшие болезнью ног.
Документы на прославление настоятельницы Арзамасской Алексеевской общины схимонахини Олимпиады (Стригалевой) были представлены в Комиссию по канонизации при Украинской Православной Церкви, и 18 апреля 2008 г. было подписано Постановление Священнного Синода УПЦ о причислении к лику местночтимых святых схимонахини Олимпиады (Стригалевой).  Чин прославления преподобной  состоялся 26 октября /8 ноября 2008 г., в день памяти св. вмч. Димитрия Солунского, в Киевском Свято-Введенском монастыре.